Войдите или зарегистрируйтесь!
0

SAE классификация

SAE классификация

                                                 

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО СТАНДАРТУ SAE J300

          Многие автолюбители при выборе моторного масла задаются вопросом: какое по вязкости масло выбрать для своего автомобиля? Для того чтобы помочь вам разобраться в данном вопросе, мы решили написать статью, в которой расскажем о том, что такое вязкость моторного масла, какие классы масел выделяются по вязкостно-температурным свойствам, а также дадим рекомендации, как выбрать моторное масло по вязкости.

          ЧТО ТАКОЕ ВЯЗКОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА

          Вязкость моторного масла является одной из его главных характеристик, отвечает за густоту масла и может существенно изменяться при разных температурах. Поэтому моторное масло должно быть достаточно вязким, чтобы обеспечивать необходимую масляную пленку между деталями в условиях низких и высоких температур.

          КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE

          На сегодняшний день общепринятой на международном уровне является классификация моторных масел по вязкостно-температурным свойствам по стандарту SAE J300 (SAE – это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США). Этот стандарт подразделяет все моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60) классов. Практически все моторные масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными; они обозначаются сдвоенным номером. Разберемся по порядку.

          1. ЗИМНИЕ МАСЛА

          Как было отмечено ранее, к данному классу относятся масла, имеющие классификацию SAE от 0W до 25W (буква W после цифры является сокращением от англ. winter – зима). Данные масла предназначены для применения при низких температурах. Цифра указывает на вязкость масла, при этом устанавливаются два значения динамической вязкости: по первому определяется предельная температура проворачивания двигателя при запуске, а по второму – предельная температура прокачивания масла по масляным магистралям. Чем меньше указанная цифра, тем на более низкую температуру рассчитано масло. С температурным диапазоном применения зимних масел вы можете ознакомиться ниже:

Зимний класс по SAE

0W

5W

10W

15W

20W

25W

Проворачивание

-30ºС

-25ºС

-20ºС

-15ºС

-10ºС

-5ºС

Прокачиваемость

-40ºС

-35ºС

-30ºС

-25ºС

-20ºС

-15ºС

 

          Небольшая подсказка: чтобы выяснить температуру прокачиваемости моторного масла, не запоминая всех этих значений, от цифры перед W нужно отнять 40.

          2. ЛЕТНИЕ МАСЛА

          К данной группе относятся масла, пригодные для применения в условиях высоких температур и имеющие классификацию SAE от 20 до 60 (без буквенного обозначения). Обратите внимание, что цифра не имеет никакого отношения к температуре окружающей среды, она только указывает на вязкость масла! Для каждого летнего класса устанавливаются диапазоны кинематической вязкости при 100ºС и минимальное необходимое значение динамической вязкости при температуре 1500С. Чем выше цифра, тем более вязким является моторное масло, а значит, эффективнее работает при высоких температурах:

Летний класс по SAE

20

30

40

50

60

Кинематическая вязкость при 100ºС мм2/с (сСт)

5,6…9,3

9,3…12,5

12,5…16,3

16,3…21,9

21,9…26,1


          3. ВСЕСЕЗОННЫЕ МАСЛА

          Всесезонные масла можно эксплуатировать и летом, и зимой. Они обозначаются сдвоенным номером, в котором первая часть (перед буковой W) указывает на зимнюю характеристику, вторая (за буквой W) – на летнюю. Как уже было отмечено выше, практически все моторные масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными.

          Теперь остановимся на температурных диапазонах работоспособности всесезонных масел. Если вы посмотрите данную информацию в нескольких источниках, то наверняка зададитесь вопросом, почему в разных источниках указываются различные верхние температурные пределы. Расхождения связаны с тем, что каждому летнему классу по SAE соответствует не одно значение кинематической вязкости, а диапазон величин (было отражено в таблице выше). А что касается пределов использования по низким температурам, то тут расхождения недопустимы, так как для каждого зимнего класса классификация SAE однозначно предусматривает предельную температуру проворачиваемости и прокачиваемости.

          В таблице ниже указаны усредненные данные температурных диапазонов для наиболее популярных классов всесезонных моторных масел:

Класс вязкости

Температурный диапазон

Min, ºС

Max, ºС

Проворачивание

Прокачиваемость

0W-20

-30ºС

-40ºС

+15ºС

0W-30

-30ºС

-40ºС

+20ºС

5W-30

-25ºС

-35ºС

+20ºС

5W-40

-25ºС

-35ºС

+30ºС

10W-30

-20ºС

-30ºС

+30ºС

10W-40

-20ºС

-30ºС

+35ºС

15W-30

-15ºС

-25ºС

+35ºС

15W-40

-15ºС

-25ºС

+40ºС

20W-30

-10ºС

-20ºС

+40ºС

20W-40

-10ºС

-20ºС

+45ºС

20W-50

-10ºС

-20ºС

+45ºС и выше

 

          КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО ВЯЗКОСТИ

          При выборе типа моторного масла необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя, принимая во внимание диапазон температур, в которых будет эксплуатироваться ваш автомобиль до следующей замены масла.

          Следует иметь в виду, что применение масел с более высоким летним классом по отношению к рекомендованному может вызвать увеличение гидродинамических потерь, что негативно отражается на расходе топлива.

          Увеличение вязкости масла по летнему классу относительно рекомендованного резонно только в следующих случаях: 

                    двигатель выработал значительную долю своего ресурса (более 50%); 

                    осуществлен перевод эксплуатации автомобиля в более жаркую климатическую зону;

                   форсирование двигателя;

                    наступление каких-либо обстоятельств, снизивших давление в системе смазки.

          Выбирайте моторные масла только у проверенных производителей и автомобиль прослужит Вам долго!