SAE классификация

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО СТАНДАРТУ SAE J300
Многие автолюбители при выборе моторного масла задаются вопросом: какое по вязкости масло выбрать для своего автомобиля? Для того чтобы помочь вам разобраться в данном вопросе, мы решили написать статью, в которой расскажем о том, что такое вязкость моторного масла, какие классы масел выделяются по вязкостно-температурным свойствам, а также дадим рекомендации, как выбрать моторное масло по вязкости.
ЧТО ТАКОЕ ВЯЗКОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА
Вязкость моторного масла является одной из его главных характеристик, отвечает за густоту масла и может существенно изменяться при разных температурах. Поэтому моторное масло должно быть достаточно вязким, чтобы обеспечивать необходимую масляную пленку между деталями в условиях низких и высоких температур.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE
На сегодняшний день общепринятой на международном уровне является классификация моторных масел по вязкостно-температурным свойствам по стандарту SAE J300 (SAE – это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США). Этот стандарт подразделяет все моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60) классов. Практически все моторные масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными; они обозначаются сдвоенным номером. Разберемся по порядку.
1. ЗИМНИЕ МАСЛА
Как было отмечено ранее, к данному классу относятся масла, имеющие классификацию SAE от 0W до 25W (буква W после цифры является сокращением от англ. winter – зима). Данные масла предназначены для применения при низких температурах. Цифра указывает на вязкость масла, при этом устанавливаются два значения динамической вязкости: по первому определяется предельная температура проворачивания двигателя при запуске, а по второму – предельная температура прокачивания масла по масляным магистралям. Чем меньше указанная цифра, тем на более низкую температуру рассчитано масло. С температурным диапазоном применения зимних масел вы можете ознакомиться ниже:
Зимний класс по SAE |
0W |
5W |
10W |
15W |
20W |
25W |
Проворачивание |
-30ºС |
-25ºС |
-20ºС |
-15ºС |
-10ºС |
-5ºС |
Прокачиваемость |
-40ºС |
-35ºС |
-30ºС |
-25ºС |
-20ºС |
-15ºС |
Небольшая подсказка: чтобы выяснить температуру прокачиваемости моторного масла, не запоминая всех этих значений, от цифры перед W нужно отнять 40.
2. ЛЕТНИЕ МАСЛА
К данной группе относятся масла, пригодные для применения в условиях высоких температур и имеющие классификацию SAE от 20 до 60 (без буквенного обозначения). Обратите внимание, что цифра не имеет никакого отношения к температуре окружающей среды, она только указывает на вязкость масла! Для каждого летнего класса устанавливаются диапазоны кинематической вязкости при 100ºС и минимальное необходимое значение динамической вязкости при температуре 1500С. Чем выше цифра, тем более вязким является моторное масло, а значит, эффективнее работает при высоких температурах:
Летний класс по SAE |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Кинематическая вязкость при 100ºС мм2/с (сСт) |
5,6…9,3 |
9,3…12,5 |
12,5…16,3 |
16,3…21,9 |
21,9…26,1 |
3. ВСЕСЕЗОННЫЕ МАСЛА
Всесезонные масла можно эксплуатировать и летом, и зимой. Они обозначаются сдвоенным номером, в котором первая часть (перед буковой W) указывает на зимнюю характеристику, вторая (за буквой W) – на летнюю. Как уже было отмечено выше, практически все моторные масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными.
Теперь остановимся на температурных диапазонах работоспособности всесезонных масел. Если вы посмотрите данную информацию в нескольких источниках, то наверняка зададитесь вопросом, почему в разных источниках указываются различные верхние температурные пределы. Расхождения связаны с тем, что каждому летнему классу по SAE соответствует не одно значение кинематической вязкости, а диапазон величин (было отражено в таблице выше). А что касается пределов использования по низким температурам, то тут расхождения недопустимы, так как для каждого зимнего класса классификация SAE однозначно предусматривает предельную температуру проворачиваемости и прокачиваемости.
В таблице ниже указаны усредненные данные температурных диапазонов для наиболее популярных классов всесезонных моторных масел:
Класс вязкости |
Температурный диапазон |
||
Min, ºС |
Max, ºС |
||
Проворачивание |
Прокачиваемость |
||
-30ºС |
-40ºС |
+15ºС |
|
-30ºС |
-40ºС |
+20ºС |
|
-25ºС |
-35ºС |
+20ºС |
|
-25ºС |
-35ºС |
+30ºС |
|
-20ºС |
-30ºС |
+30ºС |
|
-20ºС |
-30ºС |
+35ºС |
|
15W-30 |
-15ºС |
-25ºС |
+35ºС |
-15ºС |
-25ºС |
+40ºС |
|
20W-30 |
-10ºС |
-20ºС |
+40ºС |
20W-40 |
-10ºС |
-20ºС |
+45ºС |
20W-50 |
-10ºС |
-20ºС |
+45ºС и выше |
КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО ПО ВЯЗКОСТИ
При выборе типа моторного масла необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя, принимая во внимание диапазон температур, в которых будет эксплуатироваться ваш автомобиль до следующей замены масла.
Следует иметь в виду, что применение масел с более высоким летним классом по отношению к рекомендованному может вызвать увеличение гидродинамических потерь, что негативно отражается на расходе топлива.
Увеличение вязкости масла по летнему классу относительно рекомендованного резонно только в следующих случаях:
– двигатель выработал значительную долю своего ресурса (более 50%);
– осуществлен перевод эксплуатации автомобиля в более жаркую климатическую зону;
– форсирование двигателя;
– наступление каких-либо обстоятельств, снизивших давление в системе смазки.
Выбирайте моторные масла только у проверенных производителей и автомобиль прослужит Вам долго!